СССР
«Секретные материалы 20 века» №5(443), 2016
День, который нельзя забыть
Эльшад Ильяс оглу Гуламов
генеральный консул Азербайджана
Санкт-Петербург
2745
Чем стремительнее приближается к нам четвертьвековая годовщина великого цивилизационного освобождения — августовская пора, когда бескрайняя Россия избавилась наконец от душной партийно-тоталитарной диктатуры, тем чаще вспоминаем мы многие предшествовавшие этому события. Не только союзного масштаба, но и регионального значения. Те, без коих не было бы светлой осени 1991 года, не было бы свободного, раскрепощенного слова, посредством которого можно рассказать правду о днях минувших и порассуждать о том, что ждет нас за горизонтом. К таким событиям относятся и суровые столкновения в Баку, развернувшиеся 20 января 1990-го после внезапного ввода туда частей Советской армии… Эта дата считается в современном Азербайджане Днем всенародной скорби. По бакинским мостовым загрохотали танки и бронемашины, на улицах загремели автоматные выстрелы и пулеметные очереди. Так началась — по подписанному Михаилом Горбачевым постановлению Президиума Верховного Совета СССР — войсковая операция «Удар». Операция, нацеленная на скорейший разгром Азербайджанского народного фронта и сохранение коммунистического господства в Закавказье. Главная роль в этом броске отводилась бравым десантникам. В столицу маленькой южной республики, ослабленной карабахским конфликтом, поздней ночью вошли 20 тысяч вооруженных бойцов — 56-я воздушно-десантная бригада и две воздушно-десантные дивизии (76-я и 106-я). Морская бухта и все подходы к ней были блокированы катерами и кораблями Каспийской военной флотилии. Операция, как и объявление чрезвычайного положения, проходила без какого бы то ни было согласования с Верховным Советом Азербайджанской ССР. По свидетельству очевидцев, двухмиллионный город напоминал в те дни прифронтовую полосу, что вызывало недоумение не только в самом Азербайджане, но и далеко за его рубежами. В том числе и в российских средствах массовой информации. Газета «Коммерсант» возмущенно писала: «Ввод войск сопровождался крайней жестокостью: стреляли по любой движущейся мишени и просто по темным переулкам и окнам домов. К моменту объявления по радио чрезвычайного положения уже были убиты 82 человека, в большинстве своем никакого отношения к пикетам не имевшие. После этого погиб еще 21 человек. Из 82 трупов тех, кто погиб от огнестрельных ранений, у сорока четырех — входные ранения от пуль на спине. Были и заколотые штыками…» А знаменитый кинорежиссер Станислав Говорухин восклицал в «Московских новостях»: «Советская армия вошла в советский город… как армия оккупантов — под покровом ночи, на танках и бронемашинах, расчищая себе путь огнем и мечом. По данным военного коменданта, расход боеприпасов в эту ночь составил 60 тысяч патронов. На обочине сумгаитской дороги стояла, пропуская танковую колонну, легковая машина, а в ней — трое ученых из Академии наук, трое профессоров, одна из которых — женщина. Вдруг танк выехал из колонны и, скрежеща гусеницами по металлу, переехал машину, раздавив всех пассажиров. Колонна не остановилась — она ушла громить «врага, засевшего в городе»… В этот жуткий день Москва, по сути, потеряла Азербайджан. Потеряла республику, дотоле лояльную и верную советской власти и господствовавшей идеологии, республику, нисколько не тяготившуюся своим вхождением в состав громадного разноплеменного и многоязыкого Союза. Для азербайджанского народа 20 января 1990-го стало своеобразным моментом истины: точкой отсчета в обратном — на самостоятельность и суверенитет — геополитическом направлении. Всего через двое суток после кровавой трагедии, 22 января, жители Баку — под дулами установленных на крышах пулеметов — вышли на похороны своих убитых земляков. Жертв тоталитарного террора. Их погребли в центральном столичном парке, переименованном позднее в Аллею шахидов. Погребли как героев борьбы за национальную зависимость. Мартиролог жертв был внушительным. То, что произошло, можно назвать одним емким словом — «геноцид». От пуль и штык-ножей пали в общей сложности 132 человека — и мужчины, и женщины. Еще 612 пострадавших получили различные ранения. Чуть не восемь с половиной сотен бакинцев подверглись арестам и задержаниям — нередко без всякого юридического повода. Советские десантники зачем-то разрушили множество зданий и иных материальных объектов, нанеся громадный ущерб городу и горожанам. Впоследствии, в 2000 году, правительство суверенного Азербайджана учредило почетное звание «Шахид 20 января», которое присвоили всем погибшим и пропавшим без вести в том далеком уже Черном январе. А сам день смерти и слез был провозглашен Днем всенародной скорби: люди не работают, но участвуют в траурных церемониях. Они идут с цветами к мемориальной аллее, а по всей стране приспускаются государственные флаги. Азербайджанцы не в силах забыть те страшные события закатной советской поры — эпоху, когда распад гигантской империи сопровождался частыми вспышками общественного недовольства в центре и на окраинах. Но, вспоминая не всегда светлое прошлое, граждане нынешнего независимого Азербайджана устремлены в будущее. Они думают о перспективах и делают все для успешного и динамичного развития. В пределах небольшой закавказской республики компактно, без вражды и ссор проживают представители разных национальностей и конфессий. Широко известный мультикультурализм, с хитросплетениями которого никак не может совладать современный мир, хорошо укоренился под небом Азербайджана. Он является важным звеном принципиального политического курса, направленного на достижение прочной внутренней стабильности. И, выстраивая долгосрочные связи с соседней Россией, азербайджанцы — и власти, и народ — рассматривают их как приоритетную основу своей национальной политики. Они — в отличие от жителей некоторых иных территорий бывшего Советского Союза — помнят о веках совместного, бок о бок, существования в рамках одной державы, не питают враждебности к умершей Красной империи и не держат зла на какую-либо титульную или нетитульную нацию. Они дружелюбны и реалистичны. Это — объективные причины азербайджано-российского добрососедства и сотрудничества. Но помимо таких исторически обусловленных обстоятельств есть и субъективные факторы, играющие не меньшую роль в общественной жизни и общественной психологии. Нельзя не отметить выдающегося морального вклада, который внес в дело межнационального взаимопонимания многолетний руководитель азербайджанского народа господин Гейдар Алиев. Он был также и весомой общесоюзной фигурой. В 1982–1987 годах ему довелось занимать должность первого заместителя Председателя Совета министров СССР, возглавлять бюро Совмина по социальному развитию и Комиссию по строительству и освоению Байкало-Амурской магистрали. Потом, в печальном январе 1990-го, уже будучи пенсионером союзного значения, Алиев, живший тогда в Москве, резко осудил ввод войск в Баку, обвинив центральную элиту в нарушении Конституции СССР. И вслед за тем возвратился домой, в Азербайджан. 3 октября 1993 года в республике состоялись очередные президентские выборы, на которых убедительную победу одержал Гейдар Алиев, набравший рекордное — 98,8 процента — количество голосов. Его предвыборный лозунг прозвучал громко и призывно: «Я дам вам то, что вы хотите!» А народ хотел покоя, процветания и дружбы с великой Россией. И харизматичный лидер повел людей по этому правильному пути. Сегодня такой многообещающий курс продолжает молодой президент Ильхам Алиев, которого поддерживает абсолютное большинство населения. Основополагающей правовой базой двусторонних отношений стал Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности, подписанный почти девятнадцать лет назад, 3 июня 1997 года. Сейчас между нами заключено свыше ста межгосударственных, межправительственных и межрегиональных соглашений. Азербайджан и Россию соединяют крепкие исторические узы. На русской земле находится одна из самых крупных в мире азербайджанских диаспор, а под солнцем гостеприимного Азербайджана проживает русское национальное меньшинство, свободно посещающее православные храмы, пользующееся национальными школами и театрами, читающее местные русские газеты и журналы. Республиканские власти уделяют исключительное внимание русскому языку и русской культуре. Обоюдная толерантность России и Азербайджана стала наглядным примером того, как люди разной этнической и вероисповедной принадлежности способны бескорыстно помогать и уважительно содействовать друг другу. Этому всех нас из года в год учит строгая и милосердная История. Дата публикации: 15 февраля 2016
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~oU5gr
|
Последние публикации
Выбор читателей
|