ВОЙНА
С небес на землю
Редакция
Санкт-Петербург
102566
Перед вами далеко не единственная фотография, на которой король рок-н-ролла Элвис Пресли сидит за рулем странного автомобиля с еще более неожиданным названием – Messerschmitt. Это действительно Messerschmitt KR-201, который выпускался в Германии с 1955 по 1964 год. Производство автомобилей стало персональным итогом Второй мировой войны для компании, выпускавшей истребители. В октябре 1946 года в Нюрнберге начался судебный процесс по делу генерал-фельдмаршала Эрхарда Мильха, первого заместителя рейхсминистра авиации Германа Геринга, покончившего с собой в тюремной камере за несколько чесов перед повешением. Свидетелем по делу Эрхарда Мильха выступал Вилли Мессершмитт. Самого Мильха после дачи им всех свидетельских показаний еще весной перевезли из Нюрнбергской тюрьмы в бывший концлагерь Дахау, который теперь служил местом временного содержания военных преступников. Свидетель Вилли Мессершмитт жил в комнатке для прислуги большого одноэтажного дома с парком на окраине Нюрнберга. Раньше этот дом принадлежал одному из группенфюреров СС и чудом остался целым после воздушных налетов. Отсюда его возили в машине с охраной на заседания военного трибунала. Мильха судили за участие в медицинских экспериментах над людьми. В одной из лабораторий научно-исследовательского института люфтваффе проходили исследования влияния большой высоты и переохлаждения на организм человека. Мильх санкционировал привлечение к этим экспериментам военнопленных. В качестве подопытных, разумеется. На заключительном заседании 25 марта 1947 года прокурор потребовал для генерал-фельдмаршала смертной казни. Однако трибунал, состоявший из американских судей, ограничился пожизненным заключением (через четыре года этот приговор заменят на 15 лет, и в 1955 году, отсидев в тюрьме десять лет, Мильх будет освобожден досрочно). Сам Вилли Мессершмитт не подвергался судебному преследованию. Американская оккупационная администрация два года держала его под домашним арестом как важного свидетеля. Летом 1947 года его освободили. Ему было почти под пятьдесят, а жизнь надо было начинать с нуля. Конструировать и строить самолеты Германии запретили. Что делать? Чем заняться? В какой области инженерной деятельности он может преуспеть? Он потерял все. Его заводы лежали в руинах. Он не мог больше заниматься любимым делом – быть авиаконструктором. Но нужно было как-то выживать и жить. Мозг инженера искал решения. Среди задумок оказались самые разные варианты. Например, наручные часы. Или легкосборный жилой трехэтажный дом из готовых секций и деталей. Швейные машины. Как и в свое время с самолетами, Мессершмитт попытался улучшить уже существующие модели. Так появилась швейная машинка Messerschmitt KL 52 с зигзагом и устройством, предотвращающим защемление ткани. Проект оказался коммерчески успешным. Это помогло создать конструкторское бюро. Благо безработных инженеров из бывшей оборонной промышленности в Германии хватало. Швейная машинка, несмотря на коммерческую успешность, не могла удовлетворить конструкторские амбиции Вилли Мессершмитта. Она не двигалась. Ну, то есть не перемещалась в пространстве. Можно себе представить, насколько это угнетало человека, который был в двух шагах от создания сверхзвукового истребителя. Поэтому вполне логичным оказалось его желание создать автомобиль собственной конструкции. Он представлял себе аэродинамически безупречный несущий кузов и заднее расположение мотора с воздушным охлаждением. Полностью прозрачную кабину с возможностью кругового обзора, как на самолетах. И телескопические амортизаторы на передних колесах (они отлично себя зарекомендовали на стойках шасси истребителей). Буквально через год появился опытный образец с двигателем Porsche, а вскоре – и тот самый знаменитый автомобиль Messerschmitt KR-200. Низкий, трехколесный, каплевидный, обтекаемый, как фюзеляж самолета, с прекрасной управляемостью и верхнеподвесной прозрачной дверью. Она была закреплена на правой стороне и просто откидывалась вверх при открытии. А в закрытом состоянии напоминала кабину истребителя. Как и планировал конструктор – с полным круговым обзором. Двигатель работал в обоих направлениях. То есть у автомобиля были четыре передние и четыре задние передачи. И это была не одноместная трехколесная коляска. На втором, заднем сиденье вполне комфортно размещался пассажир или двое детей. Кстати, последовательная посадка позволяла одинаково комфортно эксплуатировать экипаж как на дорогах с правосторонним, так и с левосторонним движением. Собственно, как мотоцикл. Двигатель мощностью 9,9 л.с. (7,4 кВт) разгонял KR200 до 105 км/ч. Заявленный расход топлива составлял 3,2 л на 100 км. В общем, это был превосходный для своего времени автомобиль. И совсем не удивительно, что на него обратил внимание король рок-н-ролл, в принципе любивший хорошие машины. Элвис Пресли, уже будучи весьма популярным, угодил в армию по призыву. И после курса молодого бойца направлен к месту службы – в третью танковую дивизию, город Фридберг, Западная Германия (ФРГ). Нет, конечно же, он жил не в казарме, а в частном доме, куда вскоре приехал к нему отец и друзья из Америки. Да и времени свободного у него было побольше, чем у сослуживцев. Во время срочной службы он приобрел два самых стильных на тот момент немецких автомобиля – Messerschmitt KR-201 и спортивный родстер BMW 507. Обе машины переехали с Элвисом в Америку. BMW он со временем продал автодилеру, и в течение последующих лет она несколько раз меняла владельца. Лишь в 2014 году автомобиль оказался в руках профессиональных немецких реставраторов, которые за два года тщательно и скрупулезно возвращали родстеру первозданный вид. А вот Messerschmitt приглянулся Бернарду Лански. Всем поклонникам Пресли известная и эта фамилия, и связанная с ней легенда. Магазин одежды братьев Лански располагался на центральной улице города Мемфис, в который в 1948 году переехала семья Пресли в поисках работы. Lansky Brothers имели солидную клиентуру из мира шоу-бизнеса. Они шили сценические костюмы для Каунт Бэйси , Лайонела Хэмптона и Дюка Эллингтона. Согласно легенде, в начале 1952 года Бернард Лански заметил молодого человека, который часто останавливался у витрин его магазина, но никогда не заходил внутрь. Это было семнадцатилетний Элвис Пресли. На вопрос Бернарда, чем вызван интерес, юный Пресли ответил, что приценивается к магазину – он намеревается его купить, когда разбогатеет. Лански ответил: «Юноша, зачем вам покупать меня, когда можно просто покупать у меня?..» Первый сценический костюм Бернард Лански пошил ему в долг. А вскоре Элвис выступил на телевидении и стал звездой. Он покупал одежду у Лански до конца жизни. Именно Лански сшил ему куртку под цвет его розового кадиллака и рубашки необычных цветов и сочетаний. Похоронили Элвиса, кстати, в белом костюме, сшитом Бернардом Лански. К Бернарду Лански перешел Messerschmitt KR-201. Элвис не хотел обижать старого приятеля и просто обменял машину на несколько костюмов. По некоторым данным, в начале двухтысячных Лански продал автомобиль в частную коллекцию. Сам он умер 15 ноября 2012 года от болезни Альцгеймера. Магазин Lansky Brothers находится на прежнем месте – в доме 126 по Beale Street в Мемфисе. Вилли Мессершмитт скончался в Мюнхене в 1978 году, когда ему исполнилось 80 лет. Последней его конструкторской разработкой стало создание легкого сверхзвукового перехватчика для египетских ВВС.
Дата публикации: 6 сентября 2019
Теги: Элвис Пресли Messerschmitt Нюрнберг Эрхард Мильх Геринг Мессершмитт газета секретные материалы газета секретные материалы 20 века досье коллекции досье коллекция xfile.ru
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~5wcnn
|
Последние публикации
Выбор читателей
|