ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №4(364), 2013
Таинство Петербурга
Елена Морозова
журналист
Санкт-Петербург
1030
Таинство Петербурга
Медный всадник

…Привидения, призраки, самоубийцы, покойники… У петербуржцев и гостей города эти «личности» пользуются таким вниманием, что их «поселили» в специальном музее ужасов, где они довольно мирно уживаются, своеобразным языком рассказывая историю Петербурга…

Одно из самых курьезных петербургских привидений появилось в городе после октября 1917 года в Кунсткамере. По приказу императора там был выставлен скелет человека огромного роста. После Октябрьской революции некоторые экспонаты музея, в том числе и череп гигантского скелета, куда-то пропали. Смотрители музея стали шепотом рассказывать, что ночами по коридорам музея бродит этот самый призрак. Что он ищет? Да свой череп! С этим привидением неоднократно сталкивались многие работники Кунсткамеры. Но кому-то, видимо, бродящий по ночам скелет действовал на нервы, и проблему решили просто: скелету предложили… чужой череп. Призрак перестал блуждать по ночам.

Еще один известный призрак Петербурга — Петра Великого. По легенде, император сам выбрал место, где будет стоять памятник. Во время одной из прогулок Павла I призрак Петра явился к нему в шляпе и плаще. Когда они подошли к Сенатской площади, Петр сказал: «Прощай, но ты снова увидишь меня здесь».

Больше всего призраков оставила после себя эпоха Павла I. Кстати, император и его ближайшее окружение были склонны к мистическому истолкованию любого события. Считается, что если призрак Петра I появляется перед народом лишь в силу какой-либо общественной необходимости, то привидение Павла материализуется как субстанция самого мистического и непредсказуемого российского императора. Говорят, и по сей день в Михайловском замке бродит его дух, так и не нашедший покоя.

Одним из самых жутких питерских призраков прошлого является призрак Софьи Перовской. Раз в год, в марте, на крутом мостике Екатерининского канала появляются размытые очертания молодой женщины с белым платочком в руке, которым она когда-то подавала сигналы бомбометателям.

О Малоохтинском кладбище имеется множество интересных, но непроверенных легенд. Очевидцы утверждают, что здесь в белые ночи над могилами иногда можно увидеть медленно перемещающееся зеленоватое свечение. Или неизвестно откуда взявшийся молочно-белый туман, а в воздухе явственно ощущается запах ладана.

Говорят, еще на одном питерском кладбище — Никольском в начале 70-х годов позапрошлого века жил некий монах Прокопий. Он водил дружбу с нечистой силой и лечил страждущих снадобьями, которые готовил лично из порошка костей покойников. Однажды, как утверждали близко знавшие знахаря, к нему явился дьявол и предложил сделку — эликсир бессмертия в обмен на душу монаха. Искушение было слишком велико для смертного, и Прокопий скрепил свой договор подписью. По соглашению, служитель культа должен был в ночь на Пасху привязать грешницу к кресту, выколоть ей глаза, отрезать язык, а стекающей кровью наполнить церковный кубок. Все это он и проделал с девицей легкого поведения, которую, не особо утруждаясь, подцепил у петербургской гостиницы. Затем Прокопию нужно было 666 раз проклясть Всевышнего и до восхода небесного светила осушить чашу с кровью. Но монах не успел — вспыхнули лучи солнца, и труп знахаря, усеянный копошащимися червями, был обнаружен утром около обезображенного тела путаны. Очевидцы клялись, что правая нога старца стала кошачьей. После этого на кладбище стали встречать большого черного кота с седым подшерстком на нижней челюсти. Были случаи, когда он набрасывался на людей и пытался перегрызть горло ошарашенному от неожиданности человеку…

Александро-Невская лавра — еще одно из самых мистических и загадочных мест Петербурга. Воздвигнутая в начале XVIII века на остатках древнего языческого святилища, лавра всегда была покрыта завесой таинственности. Говорят, что опасно находиться в лавре в белые ночи. Здесь можно встретиться с представителями самых мрачных обиталищ потустороннего мира.

Надо сказать, что среди коренных петербуржцев бытует немало легенд и поверий, связанных с лаврой. Рассказывают, что в белую ночь здесь можно столкнуться с призраком, которого окрестили «Пьяным могильщиком». Раскачиваясь, словно крепко набравшийся спиртного человек, он бродит в грязной одежде от одной могилы к другой. Если на его пути встречается запоздалый прохожий, он просит угостить его водкой. Не дай Бог, у несчастного не окажется спиртного: привидение тогда разрубает его лопатой пополам!

Почему так случилось? Почему в целом мире едва ли найдется город столь необычный, таинственный, как Санкт-Петербург? Не потому ли, что, как писал поэт, «Петербург построил сатана»… Вот какой ответ на эти вопросы дает в одной из своих книг историк и знаток Петербурга Костромина.

«...Пространство и время создали неповторимый феномен Санкт-Петербурга. Его мироздание выткано из тонкой материи белых ночей. Город был заложен 27 мая (16 мая по ст. стилю) 1703 года в пору начала этого великолепия природы, когда тонкая грань реального и не реального становится едва ощутимой…»

Сама природа предопределила таинственную и мистическую суть пространства города на Неве. Это морской город, а таким городам — точнее, их территориям — покровительствуют Нептун и Тиштар. И если Нептун — владыка этих мест пробуждает мистическое таинство и великую космическую любовь, то Тиштар, хранящий ключи от будущего, вступает в битву с силами зла для того, чтобы человечество выбрало правильный путь в реке времени.

Санкт-Петербург имеет своих небесных покровителей. Это Пресвятая Троица (именно в неделю Пятидесятницы был заложен Санкт-Петербург), святые апостолы Петр и Павел — именем апостола Петра назван город; святой благоверный князь Александр Невский, святая блаженная Ксения Петербургская, святой праведный Иоанн Кронштадтский.

А в самом городе существует мистическое поле защиты, созданное образами четырех хранителей духовного наследия России. Это русский полководец Суворов. Он запечатлен для нас в образе античного бога Марса. Этот памятник является аллегорией воинской Доблести и Славы. Петр I — основатель Санкт-Петербурга. Его образ — это образ «Медного всадника», вздыбившего коня на краю дикой скалы. К третьему образу можно отнести Золотого Ангела на шпиле Петропавловского собора, он является видимым символом небесных покровителей Санкт-Петербурга. И четвертой, самой значимой святыней Санкт-Петербурга, является образ Богоматери, представшей перед нами в чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Казанской. Эта икона и мощи святого благоверного князя Александра Невского царем Петром I были положены в духовное основание города. С каждым из символов, призванных защищать город, связана своя легенда: пока он находится в Санкт-Петербурге, город будет жить и враг не ступит на его землю.

Три главных шпиля Санкт-Петербурга несут над городом основные его символы: золотой крест (шпиль Михайловского замка), золотой кораблик (шпиль Адмиралтейства) и Золотого Ангела (шпиль Петропавловского собора). Это Вера, Надежда и Любовь — духовные добродетели, которые хранят город, а их символы образуют космический щит Петербурга.

Как известно, еще на заре жизни города было сделано зловещее пророчество: «Быть Петербургу пусту». Однако такие города, ставшие центром глубокой духовной культуры, не рождаются в случайное время. По замыслу Творца они явлены нам из Вечности. Их духовное пространство неразрывно связано с градом Небесным и является его отображением в той мере, насколько это возможно в нашем замкнутом мире. Санкт-Петербург рожден под зодиакальным знаком Близнецов, поэтому мистической судьбой города является выбор между жизнью и смертью, хаосом и космосом, светом и тьмой.

Астрологи издавна составляли гороскопы Петербурга. В астрологию можно верить, можно не верить. Нот вот что прочла я в одном гороскопе, составленном для города на Неве: «Духовное пространство Санкт-Петербурга имеет чистую систему связи с Вечностью. Она осуществляется посредством «коридора зеркал», который образуется двумя противоположными зодиакальными знаками. В гороскопе Санкт-Петербурга это знаки Дева — Рыбы. Благодаря этому «коридору зеркал» духовное пространство Санкт-Петербурга через молитвенный настрой способно обрести единение с мирозданием и получить поддержку со стороны Высших сил для выполнения долга и служения, в том числе и воинского…» Для не владеющих астрологической терминологией не очень понятно, но вполне оптимистично. Кстати, известен такой факт: в дни блокады Ленинграда несколько десятков изнуренных голодом священников и прихожан Владимирского собора у иконы Пресвятой Богородицы совершили духовный подвиг, все силы отдав молитве за осажденный город, за его стойкость, за победу над врагом. И враг не смог победить Ленинград. А духовная стойкость и воинская доблесть ленинградцев потрясли весь мир.

Cудьба Санкт-Петербурга неотделима от России. В наступившую эру Водолея городу предопределено стать центром духовного развития страны. Смысл мистерии знака Водолея состоит в морально-нравственном выборе, предоставленном человечеству. Это время разделения добра и зла. В гороскопе города так и записано: момент рождения Петербурга Белая Луна (показатель добра), делает поворот к Черной Луне (показателю зла). И это значит — надо самому выбирать верный путь.

Санкт-Петербург — это не западный город, он самый российский из всех российских городов. Россия всегда жила идеей духовного спасения человечества. За свою многовековую историю неоднократно делала свой духовный выбор, в результате которого становилась непреодолимой преградой на пути распространения мирового зла. Вспомните: в монументе «Медный всадник» под копытами вздыбленного коня, а на Александровской колонне, воздвигнутой в честь победы России над Наполеоном, ядовитые змеи застыли как поверженное мировое зло, и в этом есть символ миссии России.

И все же город, который родился в борьбе с водной стихией, является заложником этой стихии. Неоднократно природа пыталась стереть город с лица земли. Вспомним наводнения двадцать четвертых годов: 1724, 1824, 1924. Об этих наводнениях можно сказать, что жизнь перелистывала свои страницы, закрывая целые эпохи. Так, ноябрьское наводнение 1724 года стерло полную противоречий эпоху Великого Петра. Он умер в январе 1725 года. Наводнение в ноябре 1824 года предопределило конец царствования Александра 1 Благословенного, завершившегося восстанием декабристов на Сенатской площади Санкт-Петербурга в 1825 году. Декабристы, члены тайных масонских лож, целью восстания ставили захват политической власти в России и ниспровержение власти царя. Историческую эпоху Ленина (он умер в январе 1924 года) стерло наводнение 23 сентября 1924 года.

Трижды город менял имя. Санкт-Петербург — город во имя святого апостола Петра. Петроград потерял имя святого и стал градом Петра. Ленинград носил имя жестокого вождя. И с этим именем в судьбе города произошли страшные, трагические события. Санкт-Петербург вернул свое историческое имя. И тогда же вектор судьбы города изменил свое направление. Однако каким будет город, какое место Санкт-Петербург займет в будущем России и мира, зависит, прежде всего, от духовного выбора петербуржцев.

Город по обилию вод занимает одно из первых мест в мире, они составляют десятую часть его территории. И нет более загадочной природной стихии, чем вода. Санкт-Петербург, отраженный в воде, как в зеркале, проявляет иную сторону своего бытия, к которой человек может только едва прикоснуться.

Берега, разделенные водой, соединяют мосты. Их в городе построено около четырехсот. Мост является связующим звеном между точками сакрального пространства: на одном берегу мы символически оставляем прошлое, а на другом — обретаем будущее. И только в загадочную пору белых ночей, когда светло и прозрачно, потому что тьма ночи побеждена самой природой, мосты, разведенные и устремленные в высокое Небо, приоткрывают для нас Вечность...


Дата публикации: 25 февраля 2013

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~BF66s


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
12361672
Александр Егоров
1625045
Татьяна Алексеева
970519
Татьяна Минасян
481929
Яна Титова
279865
Светлана Белоусова
232271
Татьяна Алексеева
225347
Сергей Леонов
222991
Наталья Матвеева
209888
Валерий Колодяжный
208244
Борис Ходоровский
199697
Павел Ганипровский
178445
Наталья Дементьева
129600
Павел Виноградов
125683
Сергей Леонов
114201
Редакция
102105
Виктор Фишман
97725
Сергей Петров
94630
Станислав Бернев
90026