Романтика в стиле кубизма
ИСТОРИЯ ЛЮБВИ
«Секретные материалы 20 века» №19(535), 2019
Романтика в стиле кубизма
Татьяна Минасян
журналист
Санкт-Петербург
5102
Романтика в стиле кубизма
Пабло Пикассо

Пабло Пикассо обладал не только талантом художника – еще он умел очаровывать женщин. Почти все его многочисленные возлюбленные увлекались им, либо не зная, кто он, либо не особо интересуясь теми направлениями в живописи, в которых он работал. Пикассо был бы дорог им, даже если бы не был знаменит. Хотя самому ему порой было непросто разобраться в отношениях со своими подругами. 

Официально Пикассо был женат дважды, но всего в его жизни было гораздо больше женщин. Почти каждая из них поначалу вдохновляла его на творчество и была моделью для его картин, но позже, когда их отношения завершались, старалась доставить ему как можно больше проблем. Впрочем, иногда художник вдохновлялся даже конфликтами со своими любовницами или их ссорами друг с другом. 

Первой страстью и первым разочарованием Пабло Пикассо была девушка по имени Амели Ланг. Они познакомились в 1904 году, когда молодой начинающий художник переехал из своей родной Испании в Париж и поселился в одном из бедных кварталов. Он недавно похоронил близкого друга и никак не мог смириться с этой утратой – но ему помогла преодолеть ее жившая по соседству служанка Амели. 

Молодая пара стала встречаться. В комнате, которую снимал Пабло, не было мебели, и ему приходилось спать на полу, но его подруга сумела даже в таких условиях создать некоторый уют. В том же квартале жила труппа циркачей, и влюбленные иногда наблюдали за их тренировками – и именно в те годы Пикассо написал свою знаменитую «Девочку на шаре». Но чаще всего он писал портреты Амели. 

Их любовь выдержала испытание бедностью, но не смогла пережить более удачное время. Как только картины Пикассо стали покупать и у него появились поклонницы, подруга начала закатывать ему сцены ревности, и в конце концов они расстались. Вскоре после этого Пабло разбогател еще больше, и Амели начала жаловаться, что он бросил ее, оставив без гроша, хотя на момент расставания этих самых грошей у него было не так уж много. Кончилось все тем, что Ланг написала книгу о своей жизни с Пикассо, которую издала под псевдонимом Фернанда Оливье. В ней подробно рассказывалось о самых интимных моментах их отношений, что привело художника в бешенство. 

Законный брак и две любовницы 

В 1911 году Пабло Пикассо в прямом смысле слова сбежал от скандалов с Амели Ланг: он отправился путешествовать по Европе в компании новой подруги Марсель Умбер, которая, познакомившись с ним, тоже бросила предыдущего любовника, польского художника Луи Маркуссиса. Этой женщине Пабло посвятил серию картин «Я люблю Еву», но их счастье длилось всего четыре года, после чего Марсель умерла от туберкулеза. 

Пикассо горевал по ней два года, но потом снова влюбился – на этот раз в русскую балерину Ольгу Хохлову. Она стала его женой, и у них родился сын Поль. Но после десяти лет брака Пабло охладел к Ольге, а ей надоело мириться с тем, что на первом месте для него всегда была живопись, а не семья. 

Как-то дождливым вечером, когда художник шел домой, с тоской думая об очередных семейных разборках с Ольгой, он увидел выходящую из метро юную красавицу – и тут же бросился знакомиться с ней. «Я – Пикассо, – объявил он ей, – и вместе мы с вами совершим великие дела!» Но девушка – ее звали Мария-Тереза Вальтер – в ответ лишь пожала плечами и сказала, что никогда не слышала этого имени. Что лишь сильнее «завело» Пабло – ведь это означало, что он может сам познакомить ее со своим творчеством, ввести ее в мир живописи. 

Они тайно встречались восемь лет, и все это время Мария-Тереза была натурщицей Пикассо. А потом у них родилась дочь Майя, а Ольга узнала о любовнице мужа и со скандалом разъехалась с ним, поделив пополам все их имущество, включая и его картины, но не разведясь с ним официально. Некоторое время после этого Пабло вновь пребывал в расстроенных чувствах: жена ушла, а подруга была теперь занята ребенком. И тут в его жизни появилась новая женщина – Дора Маар. Она, в отличие от Марии-Терезы, знала, кто такой Пикассо, но смотрела на него как на конкурента, поскольку сама была художницей и фотографом. 

Пабло воспринял ее отношение как вызов – он должен был завоевать девушку, с которой они соперничали за внимание любителей живописи. И ему это удалось: вскоре Дора уже приходила в его мастерскую не только для того, чтобы обсудить их картины. Однако художник продолжал встречаться и с Вальтер, которую чаще всего приглашал на свидания в ту же самую мастерскую. 

Как создаются шедевры 

Иногда обе дамы заглядывали к нему без предупреждения, хотя он и просил их не делать этого, объясняя, что они могут помешать его творческому процессу. И в конце концов случилось то, что рано или поздно должно было случиться: две женщины решили навестить его одновременно, встретились возле двери мастерской и узнали о существовании друг друга. 

Это было весной 1937 года, когда Пабло Пикассо начал работать над одной из самых известных своих картин – «Герникой». В тот момент он делал первые эскизы к ней и был полностью погружен в это дело, но Мария-Тереза и Дора вернули его в реальный мир. Возмущенно ругаясь, гостьи потребовали, чтобы он немедленно выбрал, с кем из них хочет быть вместе, и пообещал больше никогда не заводить больше одной любовницы. 

Увы, момент они выбрали крайне неподходящий. Творческая личность, «поймавшая» вдохновение, при всем желании не может оторваться от своего дела, даже по такому важному поводу. Так что Пабло, услышав выдвинутый ему ультиматум, только отмахнулся от своих подруг со словами «Некогда мне, разбирайтесь сами!» и снова повернулся к холсту с набросками. 

Этого ему говорить явно не стоило, потому что девушки сделали именно то, что он им сказал: стали разбираться между собой сами. Они бросились друг на друга и устроили посреди мастерской жестокую драку, продолжая при этом кричать, что их возлюбленный должен выбрать одну из них и прогнать прочь другую. 

Обернувшись и увидев, как две его подруги таскают друг друга за волосы, Пикассо в первый момент даже испугался. А потом понял, чего не хватает его наброскам, и изобразил на холсте несколько искаженных гримасами лиц и лишь после этого бросился разнимать дерущихся женщин и уговаривать их не принимать случившееся так близко к сердцу. 

Вальтер и Маар еще немного помахали кулаками, стукнув пару раз и своего неверного любовника, а потом гордо удалились, хлопнув дверью и заявив, что больше ни за что не войдут в эту мастерскую. Художник же, облегченно вздохнув, снова метнулся к эскизам и продолжил совершенствовать изображенные лица. 

Позже, рассказывая об этом случае, Пикассо неизменно повторял, что это было одно из самых ярких впечатлений в его жизни. А Мария-Тереза и Дора, остыв от схватки, поняли, что погорячились и не хотят расставаться с Пабло, так что обе в дальнейшем еще не раз посещали его мастерскую – но с тех пор всегда сообщая заранее о своем визите. 

Драться из-за Пикассо его женщины больше не пытались, но ему несколько раз приходилось быть свидетелем их ссор с Ольгой, которая, хоть и ушла от него, время от времени приезжала к Вальтер или к Маар и ругалась с ними, требуя, чтобы они убрались из его жизни. И лишь в старости, когда у их с Пабло сына Поля родились дети, Ольга успокоилась и перестала злиться на своего неверного супруга. Общаясь с внуками, она никогда не говорила о нем ничего плохого. 

Несмотря на разницу в возрасте 

Что же касается Доры Маар, то она тоже была моделью для многих картин Пикассо, самая известная из которых – «Рыдающая женщина». На других своих портретах она тоже почти всегда изображена плачущей или просто печальной: художник считал, что ее лицо особенно красиво, именно когда она грустит. 

Во время Второй мировой войны Пикассо помогал Марии-Терезе и Майе деньгами, но их романтические отношения окончательно сошли на нет. А после войны он расстался и с Дорой. Повторилась история с Амели Ланг: во время фашистской оккупации Пабло и Дора поддерживали друг друга и вместе преодолевали трудности, но когда началась мирная жизнь, им стало скучно друг с другом. А вскоре после разрыва с Маар Пикассо встретил свою следующую любовь – художницу Франсуазу Жило, которая была моложе его почти на сорок лет. 

Эта девушка казалась Пабло хрупким и нежным цветком, и на всех ее портретах, включая самый известный под названием «Женщина-цветок», она похожа на разные цветущие растения. Но на самом деле Франсуаза обладала твердым характером и, как и Дора Маар, соперничала с Пикассо, создавая картины в своем собственном стиле. Это не слишком нравилось художнику, мечтавшему, чтобы подруга полностью растворилась в нем и жила только его интересами. 

У них родилось двое детей, сын Клод и дочь Палома, и после этого их отношения еще больше разладились. Франсуаза чувствовала, что не может полностью раскрыть свой талант рядом с гениальным и известным художником, и в конце концов приняла решение расстаться с ним. 

Пикассо после ее ухода был в отчаянии. Он бросал многих женщин, но теперь впервые бросили его самого, и он чувствовал себя старым и никому не нужным. Казалось, романов с женщинами у него и правда больше не будет, но прошел всего год, и художник снова почувствовал себя молодым и влюбленным. В его жизни появилась 26-летняя продавщица Жаклин Рок, в одиночку воспитывавшая маленькую дочь и восхищавшаяся живописью Пикассо. 

Пабло в то время было уже 72 года, и впервые он проявил неуверенность и не спешил сближаться с поклонницей своего творчества. Зато Жаклин, в отличие от всех своих предшественниц, не стала ждать, пока он ее завоюет, а сама начала наступление. Молодая женщина не скрывала, что в восторге и от картин Пабло, и от него самого, и он не смог не ответить на такое бурное проявление чувств. Они стали встречаться, и практичная Жаклин внесла в его жизнь порядок. Она навела порядок в его доме и занималась его счетами, она помогала ему в быту, и вскоре он уже не понимал, как раньше обходился без этой женщины. 

Все это время Пикассо оставался официально женатым на Ольге Хохловой, но в 1955 году она умерла, и художник стал уговаривать Жаклин выйти за него замуж. Однако она не спешила соглашаться, опасаясь, что быстро надоест ему, и они поженились только спустя еще шесть лет. 

Тем временем Франсуаза Жило пошла по стопам Амели Ланг – она выпустила книгу о своей жизни с Пабло Пикассо, где он тоже был выставлен в не особо благоприятном свете. Художника это расстроило, но уже не так сильно, как выходка его первой любовницы. Он был счастлив с Жаклин, и, в отличие от всех остальных его подруг, она не становилась менее интересна ему, сколько бы времени они ни проводили вместе. 

Из-под его кисти один за другим выходили портреты Жаклин, и их было больше, чем картин, для которых послужили моделями его прошлые возлюбленные. Всего он изобразил ее на холсте больше четырехсот раз. И до самой смерти его больше не заинтересовала никакая другая женщина. Словно всю жизнь, встречаясь с новыми любовницами и бросая их, он искал именно ее и в конце концов нашел.


2 сентября 2019


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847